Андрей Ляпин Архитектурное наследие Киренска
Из числа городов Иркутской области, имеющий статус исторического города России, Киренск является старейшим.
Этот памятник народной архитектуры показывает, что уровень местной строительной традиции в Киренске всегда был достаточно высок, а резьба наличников свидетельствует о большом мастерстве киренских плотников. Другим примером искусности киренских мастеров может служить один из интереснейших памятников архитектуры города – дом Якова Рапацкого (ул. Комарова, 8), возведенный в 1860 – 1870-е гг. Дом представляет собой образец классицизма.
Большой одноэтажный деревянный дом главным пятиосным фасадом выходит на красную линию улицы Комарова. Фасады дома оштукатурены, окна оформлены резными наличниками с узкой прямоугольной лобанью и классицистическими накладными элементами в центре и по бокам. Конструкции дома отличаются основательной крепостью и мастерством исполнения – дом имеет прочный фундамент, двойной пол из толстых плах, тонкой работы оконные переплеты и резные двери в интерьере. Железная кровля украшалась ранее узорными дымниками и водосборами. Жители утверждают, что в этом доме располагалась торговая лавка. Определенно можно сказать лишь, что дом подвергался частичной перепланировке, о чем свидетельствует заделанная дверь на главном фасаде. В границы современного Киренска сейчас входит и территория Свято-Троицкого монастыря. Прежние границы монастырской территории в настоящее время лишь угадываются по сохранившимся старым деревьям и особенностям рельефа. От монастыря до нас дошло здание Троицкой церкви. Две каменные церкви – Троицкая в монастыре (1784) и Спасская в центре города (1805 – 1815) – являются самыми старыми зданиями современного Киренска. К сожалению, эти храмы дошли до нас с серьезными утратами. Оба здания были лишены своих завершений, декоративного оформления и были перепланированы. Несомненно, что реставрация обеих церквей в будущем обогатит и украсит город. Наибольше количество архитектурных памятников Киренска связано с этапом капиталистического развития – конец XIX – начало XX в. Это было время наивысшей строительной активности в истории города. На главной набережной улице выделяются своим видом и основательностью два каменных магазина, стоящих рядом, - магазин купчихи Громовой и магазин купца Щелкунова. Первое здание возведено в 1903 г. в простых, но достаточно монументальных формах так называемого кирпичного стиля. Магазин Щелкунова, несколько меньший по размерам, имеет более выразительный декор, выполнен в «неорусском стиле». Оба ценных архитектурных памятника формируют целостный и законченный вид исторического фрагмента городской набережной.
В начале XX в. несколько в стороне от центра города, на берегу Киренги, был возведен большой комплекс винокуренного завода (квартал между улицами Рабочей и Советской). Комплекс имеет в своем составе 12 построек, главные из которых – производственный цех, здания складов, жилой двухэтажный дом. Декоративное оформление всего комплекса винокуренного завода выполнено в «кирпичном стиле». Благодаря единству декоративного оформления и высокому качеству строительства комплекс завода является важным составным элементом архитектурного облика города. Декоративное объемно-планировочное решение построек и хорошее качество строительства позволили сохранить целостный архитектурный образ большей части комплекса и его конструкций. Сравнительно небольшие средства, выделенные на реставрацию этого комплекса, дадут возможность устранить небольшие позднейшие наслоения и вернуть городу все архитектурные достоинства этого замечательного памятника промышленной архитектуры.
Жилая архитектура этого времени более разнообразна и выразительна в сравнении с началом XIX в. В последнюю четверть XIX в. в жилой архитектуре Сибири широко распространяется пропильный декор. С 1880-х гг. в Киренске возводятся двухэтажные жилые дома, обильно украшенные пропильной резьбой. Дома становятся больше по размерам, а их планировка и объемное решение усложняются. Типичным примером большой купеческой усадьбы этого времени являются два рядом стоящих дома по улице Ленских Рабочих, 30 и 31. оба двухэтажных деревянных дома украшены богатым пропильным декором. Они входили в усадьбу Маркова и построены в начале XX в.
Примером одноэтажного богатого дома этого времени может служить дом по улице Комарова, 7, возведенный в 1911 г. Стоящий вдоль улицы дом с главным фасадом в шесть окон обильно украшен сложным пропильным декором. Резьбой покрыты не только фигурные наличники окон, но и широкий фриз, карниз, дощатые пилястры, фланкирующие стены дома.
В конце XIX в. появляется в Киренске и тип доходного дома, где квартиры сдавались в наем. Таков двухэтажный деревянный дом по улице Комарова, 5.
В описании архитектуры города нельзя обойти вниманием городские одноэтажные дома с мезонином. Этот типично городской особняк появился в Киренске еще в первой половине – середине XIX в. Несмотря на то что сейчас число таких домов незначительно – только три, из значение в архитектурном образе киренских улиц велико. Дом с мезонином, стоящий на углу улицы Соснина и переулка Урицкого, формирует облик целого фрагмента исторической городской среды. Высокий одноэтажный сруб, стоящий на прочном фундаменте, еще более подчеркивает элегантность мезонина с балконом. Общий вид дома отличается внушительностью и крепостью.
По декоративному оформлению жилых домов заметно, что наибольшее влияние на архитектуру города оказал классицизм, один из основных художественных стилей конца XVIII – XIX в. Примеры декоративного оформления в классицистическом духе бытовали в Киренске с первой трети XIX в. и до начала XX. Тем не менее есть один памятник жилой архитектуры, построенный и декорированный в другом художественном стиле. На улице Соснина под № 28 стоит дом, выстроенный в стиле «модерн». «Модерн» был наиболее модным стилем в начале XX в.
Одноэтажный деревянный дом расположен на пересечении улиц. Рубленые стены дома оставлены без обшивки, и выразительность образа дома создается с помощью отделки в верхней части сруба. Декоративное оформление этого особняка представляет собой рационалистическую вариацию стиля «модерн» с характерным для этого стиля вниманием к художественному осмыслению отдельных конструктивных элементов. Сильно вынесенный свес кровли поддерживается кронштейнами изящной формы. Наличники окон имеют широкую лобань со скромным геометрическим рисунком и сандриком в форме трапеции. Углы дома рублены без остатка и фланкированы дощатыми пилястрами. Архитектурная ценность этого дома значима не только для Киренска – дом представляет образец стиля «модерн», редкого для северной части Сибири. Экономический подъем конца XIX в. отразился не только на жилом строительстве. С этого времени до нас дошли также памятники общественной архитектуры. На улице Коммунистической, 11 расположено здание бывшей женской прогимназии, построенное в 1895 г. простая архитектура и скромная отделка не умаляют исторического значения этого здания, тем более что благодаря своим крупным размерам и расположению пересечению улиц оно формирует масштаб нескольких кварталов исторического центра. Здание школы (ул. Ленских Рабочих, 49 А) возведено в 1890 г. Строители постарались придать ему нарядность и значимость, и это им хорошо удалось. Здание поставлено в глубине участка, что позволило создать перед ним открытую площадку, дающую хороший обзор. Двухэтажное, деревянное, оно имеет простую, строгую и даже несколько торжественную симметричную композицию. Семиосный главный фасад здания расположен вдоль улицы. В центре фасада находится вход под навесом, над ним, в уровне второго этажа, большое широкое окно. Ярко выраженный цент фасада еще более подчеркивается небольшим фронтом на уровне кровли. Декоративное оформление школы традиционно для сибирской деревянной архитектуры и придает зданию нарядность.
Рядом с этим школьным зданием в начале XX в. был возведен еще один, так же двухэтажный, школьный корпус. Оба школьных здания и сегодня используются по прямому назначению. Историко-архитектурная ценность комплекса школьных зданий очень высока. Эти здания важны как сами по себе, так и в качестве важнейшей составной части исторического облика города. Вокруг них сложилась особая среда, а сама школа стала частью города, частью набережной и частью жизни многих людей. Следует и в дальнейшем сохранить это сложившееся гармоничное равновесие между ландшафтом ленского берега, архитектурными обликами школы и окружающей их исторической застройкой. В Киренске сохранился также один из редких в Сибири памятников ландшафтного искусства. В 1859 г. стараниями уездного попечителя Ходаковского был устроен сад. Остатки этого сада дошли до наших дней и представляют большую ценность как пример ландшафтного искусства XIX в. в северной части Сибири. Комплекс уездной больницы, построенный а 1894 – 1898 гг. (между улицами Комсомольской и Ленина) представляет типологический интерес как образец гражданского строительства в сибирском городе. Пять деревянных зданий комплекса в один и два этажа высотой компактно расположены в одном квартале. Постройки комплекса объединяются общим назначением и единством строительных приемов. Несмотря на простату объемно-планировочного решения зданий комплекса и их отделки, все постройки необходимо сохранить и в дальнейшем реставрировать.
В советское время в Киренске появилось здание необычной архитектуры. Дом культуры речников был построен в 1926 – 1928 гг. недалеко от школы. Крупный двухэтажный бревенчатый объем выходит главным продольным фасадом на набережную Лены. Главный вход в здание подчеркнут верандой с балконом по второму этажу и фронтом на уровне кровли. Со двора к основному объему примыкает одноэтажный пристрой. Необычный вид зданию придают две восьмигранные башни по бокам от центрального входа. Декор здания прост и конструктивен. Главное же чем выделяется Дом культуры, – нетрадиционное объемно-планировочное – результат поисков нового быта и социалистической культуры 1920-х гг. Следует тщательно изучить историю строительства этого необыкновенного памятника, чтобы узнать условия его создания и имя архитектора. (прим. к большому сожалению в настоящее время здание вследствие пожара безвозвратно утрачено) Какую роль играет архитектурное наследие в жизни современного Киренска? Какова возможная судьба замечательных исторических зданий в условиях рыночной экономики? Трудно сейчас дать точные ответы на вопросы, но что-то определенно ясно уже сегодня. Несомненно, что Киренск является уникальным памятником градостроительства и обладает замечательной деревянной архитектурой. Уникальность его архитектурного наследия заключается в том, что город сохранил свою планировку улиц с XVIII в.; в том, что облик главных городских площадей и улиц и в наши дни формируются благодаря архитектуре и масштабу исторических зданий. Важной и ценной особенностью исторической архитектуры Киренска является то, что здесь сложилась мастная строительная традиция, которая прослеживается с начала XIX в. и до конца 1920-х гг. Свидетельства этой традиции – своеобразный тип и рисунок наличников на окнах киренских домов, тип одноэтажного жилого дома с мезонином, который старались развивать киренские плотники на протяжении XIX в., большие представительные дома купцов, которые обычны для главных улиц Киренска, дома, выполненные из дерева, но по размерам не уступающие каменным. Несомненно, что и сам город – пример неторопливого разумного обустройства жизни в суровой сибирской природе. Архитектурное наследие города является источником патриотического воспитания и любви к своей Родине, памятником прошлым поколениям, искусству и умению русских мастеров. Кроме этого важного воспитательного значения, историческая застройка города имеет и другую ценность – это пример строительства, доказывающий свою хозяйственную жизнеспособность. Долгое время, находясь в небрежении и невнимании, дома, построенные в прошлые века, дают людям кров и тепло, согревают, оберегают и сохраняют и самих людей, и их хозяйство. Необходимо продолжить изучение архитектуры Киренска и изучить не только художественные особенности исторических зданий, но и их экономические, строительные и эксплуатационные качества, чтобы и в новые времена строить на сибирской земле так же прочно и красиво, как строили наши предки. «Земля Иркутская» № 3 (20), 2002 год (научно-популярный иллюстрированный журнал) |
||||||||||||||||||||||||||